Приветствую Вас Гость | RSS

Курт Вайль опера «Возвышение и падение города Махагонни» Kurt Weill - Rise and fall of the city of Mahagonny

Оригинальное название: Rise and fall of the city of Mahagonny
Год: 30 сентября 2010
Жанр: Опера в 3-х действиях с одним перерывом
Композитор: Курт Вайль (Kurt Weill)
Либретто: Композитора и Бертольд Брехт (Bertolt Brecht)
Режиссер-постановщик: Alex Olle, Carlus Padrissa (La Fura dels Baus)
Симфонический оркестр Мадрида (Orquesta Sinfónica de Madrid)
Музыкальный руководитель и дирижер: Пабло Эрас-Касадо (Pablo Heras-Casado)
Язык: Английский с французскими субтитрами.
Комментарии музыкального обозревателя телеканала MEZZO - Antoine Pecqueur - на французском с английскими субтитрами.
Интервью с генеральным директором Teatro Real - Gérard Mortier - на французском.

Действующие лица и исполнители:
Leocadia Begbick - Jane Henschel
Fatty "the Bookkeeper" - Donald Kaasch
Trinity Moses - Willard White
Jenny Smith - Measha Brueggergosman
Jim MacIntyre - Michael König
Jack O'Brien/Tobby Higgins - John Easterlin
Bank-Account Bill - Otto Katzameier
Alaska-Wolf Joe - Steven Humes

О премьерном спектакле (Из ленты новостей)

МАДРИД, 30 сентября 2010 - РИА Новости, Елена Висенс.

Премьера оперы "Возвышение и падение города Махагонни" (Rise and fall of the city of Mahagonny) Курта Вайля и Бертольда Брехта в постановке Королевского театра Мадрида будет в четверг вечером транслироваться в прямом эфире в 127 кинотеатрах мира, в том числе и в России, передает корреспондент РИА Новости.


Опера будет также транслироваться по французскому музыкальному каналу Mezzo TV, а позже будет выпущен DVD постановки. 9 октября трансляция повторится, но уже по радио: на испанской радиостанции классической музыки Radio Clasica и через компании, входящие в Европейский вещательный союз (UER) в странах ЕС, Канаде, США, Японии, Новой Зеландии и Швейцарии.

Королевский театр намерен привезти в 2011 году постановку в Москву на сцену Большого театра в рамках культурной составляющей программы Года "Россия-Испания".

Как отметил на пресс-конференции по случаю представления постановки художественный руководитель мадридского театра бельгиец Жерар Мортье (Gerard Mortier), опера Вайля, написанная в 1930-м году, современна не только для своего времени, но и для наших дней.

"Это очень важная и поучительная опера, я бы даже сказал, политическая, в особенности ее конец, в котором нет ответа на поставленные вопросы, а есть только еще один вопрос. Она - отражение мира, в котором царит потребительство", - отметил он.

Курт Вайль написал оперу в соавторстве с Бертольдом Брехтом в 1927-1930 годах (в 1927 году вышел первый, одноактный вариант, в 1930 году - вариант полноценной трехактной оперы), в разгар мирового экономического кризиса и в довольно сложный период истории Германии. Премьера оперы состоялась 9 марта 1930 года в Лейпциге и произвела фурор среди публики и критиков. Многие мелодии из оперы впоследствии стали популярными шлягерами, как, например, Alabama Song, которую исполнял Дэвид Боуи.

Краткий сюжет оперы таков: троим заключенным удается бежать от полиции. Они попадают в пустыню, где основывают город Махагонни, главные ценности в котором - деньги и удовольствия. Единственное, что считается в городе преступлением, - бедность. Отсутствие денег карается смертью, что и происходит с одним из главных героев Джимми, которого приговаривают к смертной казни за то, что он остался без средств к существованию и не может выплатить долг.

"Хотя многие считают, что "Махагонни" не опера, а мюзикл, как "Трехгрошовая опера", это не так. Это настоящая великая опера с очень сложной партитурой. Многие ее мелодии стали очень популярными, по-настоящему народными, хотя сама опера не очень известна широкой публике", - считает Мортье.

Ему вторит музыкальный руководитель постановки испанец Пабло Эрас-Касадо, отметивший, что актеры мюзикла не могут петь такую оперу. "Здесь нужны настоящие оперные вагнерианские голоса, глубокие, драматические", - уточняет он.

По словам Эрас-Касадо, окончательной версии оперы не существует, поэтому каждый постановщик должен решить сложную для себя задачу - где именно делать паузу, что брать, а что оставлять за рамками постановки и, в том числе, на каком языке петь певцам, поскольку есть вариант на немецком и на английском. Королевский театр выбрал английскую версию.

"В оперном мире более 60 постановок "Махагонни", и каждая оригинальна и своеобразна", - добавляет Эрас-Касадо.

По мнению музыкального руководителя, опера "Махагонни" очень сложна музыкально и композиционно, потому что "в ней 21 сцена, которые одновременно очень разумно соединены между собой, и в то же время каждая является отдельной самостоятельной мини-пьесой".

Режиссеры-каталонцы Алекс Олле и Карлус Падрисса нашли весьма оригинальный вариант постановки, разместив жителей города Махагонни на мусорной свалке.
"Мы несколько месяцев прожили в Шанхае и наблюдали за тем, как в этом городе с одними из самых высоких небоскребов в мире живут беднейшие слои населения. Это нас навело на мысль, что Махагонни по сути - город-призрак, город-свалка, где ничего не ценится, в особенности жизнь", - уточняет Олле.

Главные партии в постановке поют известные оперные певцы американская сопрано Джейн Хеншель (Jane Henschel, Леокадия), американский тенор Дональд Кааш (Donald Kaasch, Фатти), бас из Ямайки Уиллард Уайт (Willard White, Тринити Мосес), канадская меццо-сопрано Миша Брюггергосман (Measha Brueggergosman, Дженни Смит), немецкий тенор Михаэль Кёниг (Michael Konig, Джим Макинтайр).

О театре

Teatro Real (в буквальном смысле Королевский театр) - один из основных оперных театров Испании, расположен в Мадриде.

Здание театра, построено в 1850 г., в период правления Изабеллы II, по проекту Антонио Лопеса Агуадо. Отличается привилегированным местоположением - вблизи от площади Пласа дель Орьенте и от Королевского Дворца.

Ежегодно в театре выпускается порядка семнадцати опер, как собственного производства, так и совместно с другими крупнейшими театрами Европы, а также два или три больших балета и несколько сольных концертов.

Оркестром театра является Симфонический оркестр Мадрида (Orquesta Sinfónica de Madrid), Который основан в 1903 году, и относится к старейшим из существующих симфонических оркестров Испании. Договор о сотрудничестве двух творческих коллективов действует до 2016 года.

В настоящее время музыкальный руководитель театра - Jesús López-Cobos (одновременно является и руководителем оркестра), генеральный директор Teatro Real - Gérard Mortier, интервью с которым вы увидите в перерыве.

О композиторе

Курт Юлиан Вайль (нем. Kurt Julian Weill; 2 марта 1900, Дессау, Германия — 3 апреля 1950, Нью-Йорк, США) — немецкий композитор.

Родился в 1900 году, в семье Альберта Вайля, главного кантора синагоги в Дессау и автора литургической музыки.

В 1918—1924 годах Вайль учился в Берлине, сначала у Ф. Коха и Энгельберта Хумпердинка, затем у Ферруччо Бузони и Филиппа Ярнаха. Раннее творчество Вайля находится под влиянием его учителей и Стравинского. В середине 1920-х годов Вайль, стремясь к социальной действенности своей музыки, сознательно упростил свой музыкальный язык, введя в него новые популярные идиомы, в том числе элементы джаза.

В содружестве с драматургом Г. Кайзером (1878—1945) создал ряд сочинений кантату «Новый Орфей» (1925), оперы «Протагонист» (1926) и «Царь фотографируется» (1928).

В конце 1920-х годах познакомился с поэтом и драматургом Бертольдом Брехтом, что привело к длительному и плодотворному сотрудничеству. По сочинениям Брехта Вайль написал «Берлинский реквием» (1928), оперы «Трёхгрошовая опера» (1928), «Возвышение и падение города Махагонни» (1929), «Счастливый конец» (1929), балет с пением «Семь смертных грехов».

В 1933 году эмигрировал из нацистской Германии в Париж, а в 1935 году — в США. Продолжал там активно работать в жанре музыкального театра и мюзикла. Дебютировал в Нью-Йорке библейской драмой «Путь обета» по либретто Ф. Верфеля (сочинена в 1935 г., поставлена М. Рейнхардтом в 1937 г.). За американский период жизни Вайль написал 10 мюзиклов, многие из которых («День отдыха Никербокера» (1938); «Уличная сцена» (1947, по пьесе Элмера Л. Райса); «Потерян в звёздах» (1949) и другие) вошли в число наиболее популярных, наряду с мюзиклами Дж. Гершвина и И. Берлина. Увлечённый сионистской идеей, Вайль написал в 1948 г. музыку для театрального зрелища по драме Б. Хехта «Рождение флага», поставленного в ознаменование провозглашения Государства Израиль с участием П. Муни, Цили Адлер и М. Брандо.

Творчество Вайля занимает особое место в музыкальной культуре XX века. Некоторые мелодии Вайля, из которых наиболее популярна песня о Мэкки из «Трёхгрошовой оперы», стали джазовыми стандартами. Вайль — один из немногих композиторов, сумевших создать настоящий мост между «серьёзной» и «лёгкой» музыкой. Он оказал большое влияние на академических композиторов (К. Орфа, Б. Бриттена), на всю европейскую и американскую песенную культуры, а также стал предтечей музыкальной полистилистики, развитой в 1970-е-1990-е гг. А. Шнитке. Творчество Вайля также оказало большое влияние на развитие современного музыкального театра.

Курт дважды был женат на австрийской актрисе Лотте Ленья.

Краткое содержание

Действие первое

Фэтти Счетовод, Тринити Мозес и вдова Леокадия Бэгбик, скрываясь от правосудия, оказываются в пустынной, никому не принадлежащей, местности. Бэгбик предлагает компаньонам воспользоваться ситуацией и основать райский город Махагони, где они смогут грести деньги, заманивая мужчин, жаждущих хорошо провести время. Город развивается, в нем появляются девушки. Одна из них, проститутка Дженни Смит, исполняет "Песнь об Алабаме".

Фэтти и Мозес разыскивают разочарованных и обиженных жизнью, приглашая их в Махагони. Четверо лесорубов – Джим Макинтайр, Джек О’Брайен, "Банкир" Билл и "Аляска" Джо – приезжают в город, напевая "В Махагони!". Их встречает вдова Бэгбик, понимающая, что им нужно. Дженни очаровывает Джима "Песней о Гаване". В Махагони начинается кризис, Бэгбик решает уехать из города, Фэтти напоминает, что полиция все еще ищет их. Джим хочет покинуть Махагони, находя его слишком пресным, но друзья убеждают его остаться. Внезапно мирную атмосферу нарушает ураган, грозящий городу. Среди нарастающей паники один лишь Джим, улыбаясь, провозглашает новую философию – "Делай то, что хочешь!", - согласно которой запретов больше нет. Махагони подхватывает его песню на фоне приближающегося урагана.

Действие второе

Ураган пощадил Махагони. Город процветает, там царит вседозволенность и философия "Делай!", основными заповедями которой становятся Есть, Любиться, Драться и Пить. Джек обжирается до смерти. Мужчины выстраиваются в очередь в бордель, поют "Мандалэй". Боксерский поединок между Тринити Мозесом и Джо: Джим ставит все свои деньги на друга, который умирает во время матча. Джим заказывает выпивку на всех; в процессе попойки бар вдовы Бэгбик оказывается разгромлен. Бэгбик требует денег, но Джим разорен. Билл и Дженни отказываются помогать ему. Лесоруб арестован, остальные продолжают веселиться.

Действие третье

Закованный в цепи, покинутый всеми Джим мечтает, чтобы следующий день никогда не настал. Начинается суд: Мозес выступает обвинителем, Фэтти – защитником, Бэгбик – судьей. Первым разбирается дело Тоби Хиггинса, обвиняемого в убийстве, но он освобожден после того, как обещал Бэгбик крупную взятку. Во время суда Джим снова пытается одолжить денег у Билла, но друг отказывает. Впрочем, на суде Билл пытается защитить Джима, а Дженни неожиданно выступает истцом. Джима обвиняют в том, что, поставив деньги на Джо в поединке, он послал друга на смерть в надежде заработать, в нарушении спокойствия в городе, в соблазнении Дженни, но к смерти его приговаривают за неуплату денег в баре. Дженни, Бэгбик, Фэтти, Мозес и Тоби Хиггинс поют "Песню о Бенаресе", противопоставляя этот прекрасный город безнравственному Махагони. Перед казнью Джим и Дженни исполняют прощальный дуэт у виселицы.
В заключение представлен Божий суд над Махагони. Апокалиптическая маршевая тема сопровождает конец города, хаос и отчаяние воцаряются повсюду.

Просмотров: 284
 
 

 
Всего комментариев: 0

www.doskado.ucoz.ru

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

 [ Регистрация | Вход ]