Приветствую Вас Гость | RSS

Река

Санкт-Петербургский театр "Мастерская".
Год выпуска: 2011.
Страна: Россия .
Выпущено: Санкт-Петербургский театр "Мастерская", телеканал "Театр".
Жанр: Комедия.
Продолжительность: 01:30:31.

Пьеса, музыка, песни и постановка: Алексей Паперный.
Автор: Николай Гоголь.
Художник: Пётр Пастернак.
Художник по костюмам: Анна Каждан.
Помощник режиссера, свет: Нина Мухина.
За занавесом: Татьяна Сазонова.
Премьера спектакля состоялась 16 октября 2010 года.
Режиссер монтажа видеоверсии: Денис Снегирев.
Операторы: Денис Снегирев, Дмитрий Раков, Виталий Байбаков.

Действующие лица и исполнители:
Серёга (человек на плоту) - Андрей Кочетков,
Пётр (мент) - Алексей Шахбанов,
Женя - Алексей Гиммельрейх,
Маша - Варвара Турова,
Баянист - Иван Замотаев,
Елена Олеговна (продавщица из ларька) - Анна Махова,
Следователь - Михаил Горский,
Кошка - Анастасия Борисова,
Коля (2-ой мент) - Александр Шестоперов,
3-ий мент, Человек в электричке, Ванька, Комар, Машина - Максим Мальцев,
Савельич - Владимир Гочуа,
Шляпа, Верба - Анна Хвостенко,
Ветер, Комар - Арман Сирунян,
Мотыльки - Василиса Васильева, Мария Понкратова, Татьяна Драйчик,
Волны - Василиса Васильева, Мария Понкратова,
Камыш, Танька - Татьяна Драйчик,
Птица, Матушка Ива - Ирина Паперная.

Оркестр:
Бас - Владимир Гочуа,
Аккордеон - Алексей Скипин,
Ударные - Даниил Ленци,
Гитара - Алексей Паперный.

О спектакле:

# 1. Небольшую сцену клуба "Мастерская" время от времени (нечасто) заполняет "Река" - спектакль, совсем не похожий на классические театральные постановки. "Река" - это невозможно смешная сказка для взрослых. Привычная жизнь двух милиционеров переворачивается с ног на голову после автокатастрофы: один пытается выжить, другой загладить вину перед Богом за неумышленное убийство. И вот, оба "мента" берутся за баяны. И жизнь открывается для них новая, прекрасная. Говоря умными словами, милиционер Пётр открывает для себя панпсихизм, а милиционер Коля становится аскетом. Говоря словами обычными, после тяжелейшей травмы Пётр начинает общаться с мошками, комарами, камышом, ивой, вербой, водой, а Коля наклеивает искусственную бороду и идёт попрошайничать в леса… Зритель вместе с ними входит в эту сказку, и вдруг начинает верить в любовь. Не только между прямолинейным баянистом и продавщицей из ларька, обидчивым поэтом и портвейной девой, но и между следователем и кошкой, и даже между ветром и шляпой. А ещё эта сказка о судьбе, которая обязательно поможет влюблённым, об уникальных явлениях природы, взаимопонимании.

# 2. В спектакле Алексея Михайловича Паперного шляпа летает, верба поет, птица отвечает на вопросы, на которые нет ответов, а камыши разговаривают с комарами. Еще в этом спектакле есть любовь, одиночество, кошка, арбуз и путешествие на плоту.


Господа, у меня для вас преприятное известие: к нам вернулся журнал «Театр»! Отмечали выход первого номера новой версии многострадального издания целым миром, в ТЦ «На Страстном» - спектаклем Алексея Паперного «Река». О нём-то и спешу рассказать!

Людмила Петрушевская так описала свою реакцию на спектакль: «Через несколько минут душа распрягла коней, пустила их пастись по мягкому зелёному лугу. Всё забылось…». И я, как только в зрительном зале вновь зажёгся свет, тоже подумала о луге, но другом – шишкинском. О травке-муравке из «Венериного волоса». И дело не только в том, что пьеса Паперного, как и проза Михаила Шишкина, наполнена множеством кусочков жизни, не только в том, что от спектакля неминуемо возникает то же, что и от книг, щемящее грудь чувство счастья. «Река» перекликается с «Венериным волосом» в главном – в идее всепроникающей любви.

Иной раз даже в театре начинаешь уставать от этих простых, до отвращения простых сюжетов, пусть даже классических: он её любит, она его не любит, тогда он делает то-то, она его снова любит, а он её теперь вот совсем и не любит, ну и т.д…. Со временем неминуемо надоедают любовные коллизии, иной раз идёшь на спектакль и прямо ждёшь: ну дайте же мне наконец что-то посложнее, пофилософичнее, с новой идеей, энергетикой, отбросьте в конце концов ваши бытовые истории! А потом посмотришь вдруг «Реку» Паперного, и станет ясно: о чём же ещё писать, играть, петь, как не о любви? Приходит это осознание, конечно, не на интеллектуальном уровне, а, скорее, на эстетическом, эмоциональном. В пьесе Алексей Паперный взял, да и рассказал о любви по-новому.

«Река» - это невозможно смешная сказка для взрослых. Привычная жизнь двух милиционеров переворачивается с ног на голову после автокатастрофы: один пытается выжить, другой загладить вину перед Богом за неумышленное убийство. И вот, оба «мента» берутся за баяны (да-да, тут тоже фигурирует этот прекрасный инструмент!). И жизнь открывается для них новая, прекрасная. Говоря умными словами, милиционер Пётр (Алексей Шахбанов) открывает для себя панпсихизм, а милиционер Коля (Александр Шестопёров) становится аскетом. Говоря словами обычными, после тяжелейшей травмы Пётр начинает общаться с мошками, комарами, камышом, ивой, вербой, водой, а Коля наклеивает искусственную бороду и идёт попрошайничать в леса… Зритель вместе с ними входит в эту сказку, и вдруг начинает верить в любовь. Не только между прямолинейным баянистом и продавщицей из ларька, обидчивым поэтом и портвейной девой, но и между следователем и кошкой, и даже между ветром и шляпой. А ещё эта сказка о судьбе, которая обязательно поможет влюблённым, об уникальных явлениях природы, взаимопонимании.

До чего прекрасная пьеса! Знаете, какие первые слова? «Где болты? Болты в портфеле. Ох. Я так хотел стать матросом… И не стал». И вот уже перед тобой весь человек, судьба его и драма. Оценил бы такой текст, например, Коляда? Мне кажется, нет: слишком мало тут мусора. Всё удивительно просто! Социальные рамки спадают, привычное восприятие разрушается, и вот уже мотыльки играют с машинками на автостраде, утопленница, спасённая «благородными рыбами дельфинами» поёт самые смешные грустные песни, которые я когда-либо слышала.

Я стояла одна на причале,
Подплывали к причалу огни.
Я туда не хотела вначале,
Но меня заманили они.
По реке мы поплыли по Волге,
Водка тоже рекою текла.
А потом разговор был недолгий,
Я невинность свою отдала.
Отдала я невинность Егору,
И Макару дала, и Фоме,
А потом от такого позора
Я рыдала одна на корме.
Тут и жизнь оказалась недолгой.
Ой, вы, люди, была – не была,
Я упала в холодную Волгу
И на самое дно поплыла.
Но спасли меня добрые рыбы,
Положили меня на песок.
Люди добрые, вы бы могли бы
Дать мне денег на хлеба кусок?

«Река» юмором похожа на «Историю мамонта» - спектакль ГИТИСовцев мастерской Олега Кудряшова, который идёт на той же сцене ТЦ «На Страстном». Тут тоже взрослые дядьки и тётьки совсем не умеют вести себя, как соответствовало бы их возрасту. Все такие наивные, импульсивные, впечатлительные мечтатели, хотя давно не дети – на этом противоречии и строится комизм.

Словом, для меня спектакль Паперного – это просто воплотившаяся мечта. Динамика, актёры, рукотворность, обилие режиссёрских находок, метафоричность текста, живая музыка (основная музыкальная тема спектакля местами похожа на песню из детства: «На побывку ееедееет/ Молодой моряааак,/ Грудь его в медааалях,/ Ленты в яяякаааряяях!...»), аккордеоны, переклички с Шишкиным, ярко выраженная «русскость», юмор до боли в животе, до слёз… А ещё – робкая слеза в конце. Когда понимаешь, что из 4 шаржей любви Паперного самый грустный – о твой любви. Бедный следователь, который видел во всех сердечных признаниях театральную ложь, самообман и безмолвно любил свою кошку Римму, оказывается единственным несчастным человеком в пьесе. Весь этот праздник жизни и любви не для таких, как он, не для таких, как я.

К слову, текст пьесы «Река» Алексея Паперного полностью опубликован в первом номере журнала «Театр». Если так и не получится сходить на спектакль в «Мастерскую», хотя бы пробегите глазами эту сказку. Мне кажется, она и Вам очень нужна.

Просмотров: 5689
 
 

 
Всего комментариев: 0

www.doskado.ucoz.ru

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

 [ Регистрация | Вход ]