Приветствую Вас Гость | RSS

Ираида Юсупова - Эйнштейн и Маргарита, или обретённое в переводе

Год выпуска: 2006
Лейбл: Anna Theremin's Museum Studio
Страна-производитель: Россия
Жанр: media-opera, opera-myth
Продолжительность: 01:47:57
Язык: полилингва
Перевод: не требуется
Субтитры: нет
Режиссер/Хореограф: Ираида Юсупова и Александр Долгин / Iraida Yusupova & Alexander Dolgin

Исполнители:

Композитор: Ираида Юсупова
Либретто: Вера Павлова (стихи) и Ираида Юсупова (диалоги)
Перевод: Стивен Сеймур
Видео: Александр Долгин, Ираида Юсупова
Запись музыки:
Студии ВГТРК «Культура» и «Классическая звукозапись Петра Кондрашина», звукорежиссёр Пётр Кондрашин

оркестр БСО п/у Марка Кадина
хоровая капелла Московский Кремль п/у Геннадия Дмитряка

солисты:

Татьяна Куинджи (сопрано - Маргарита)
Анджей Белецкий (баритон - Альберт Эйнштейн)
Владимир Миллер (бас-профундо - скульптор Конёнков)
Лариса Андреева (меццо-сопрано - жёны Эйнштейна)
Дмитрий Попов (контратенор - Ангел смерти)
партия терменвокса – Лидия Кавина

дирижёр-педагог – Виктория Унгуряну.

В роли аниматора персонажей и виртуального Конёнкова – Дмитрий Александрович Пригов

Виртуальные образы:

Эйнштейна – Альберт Эйнштейн, Павел Луцкер, Грегори Пек
Маргариты – Ингрид Бергман, Грета Гарбо, Лиза Фонсагрив, Джинджер Роджерс, Лидия Кавина и др.
Милевы Марич-Эйнштейн – Элизабет Шимана, Гала Дали
Эльзы Эйнштейн – Коко Шанель
Ангела смерти – Энди Уорхолл

В инсталляции использованы фотографии Хорста П. Хорста
и скульптуры Георгия Франгуляна.


Эйнштейн и Маргарита

Краткое содержание

Пролог

Середина 30-х гг. прошлого века. Нью-Йорк. В мастерской советского скульптора Сергея Конёнкова – вечеринка: открытие его выставки. В центре внимания - супруга скульптора Маргарита, блестящая светская львица и тайный агент советской разведки. Её очарование привлекает к Коненкову всё новых заказчиков, а его творчество служит прикрытием её шпионской деятельности. Но главная цель Маргариты – близкий контакт с Альбертом Эйнштейном и доступ к секретной информации, связанной с его научными разработками. На вечеринке она знакомится с учёным и сразу очаровывает его.

Первое действие

Мастерская Конёнкова. Принстонским университетом Конёнкову заказан скульптурный портрет Эйнштейна. Учёный с минуты на минуту должен появиться для сеанса позирования. В ожидании его супруги заняты каждый своим делом: Маргарита в наушниках склонилась над рацией, спрятанной в термен-воксе – её любимом музыкальном инструменте, вдохновенной игрой на котором она ещё вчера развлекала гостей; Конёнков работает. Появляется Эйнштейн. Скульптор усаживает свою модель и принимается за работу, напевая. Время от времени он бросает реплики Маргарите, чтобы она перевела их гостю, но оживлённо беседующей с Эйнштейном Маргарите не до мужа. Скульптор ваяет учёного со скрипкой, поэтому во время сеанса Эйнштейн и Маргарита музицируют: он – на скрипке, она – на рояле. Увлечённый работой Конёнков не замечает, как Эйнштейн передаёт Маргарите письмо. Это – приглашение от Эльзы Эйнштейн на виллу в Саранак Лэйк. Доверчивый муж разрешает жене провести выходные у Эйнштейнов.

Второе действие

Вилла у озера. Эйнштейн один в ожидании Маргариты поёт песнь любви. К берегу причаливает яхта, и Маргарита сходит на берег. Корабельные гудки и крики чаек вторят их страстному дуэту. Внезапно Маргарита натыкается на лежащую в низком шезлонге и закутанную в одеяло Эльзу. Эльза тяжело больна. Некоторое время Маргарита и Эйнштейн стоят около неё, потом Эйнштейн нежно гладит Эльзу по голове, поправляет одеяло и увлекает Маргариту прочь. В полном одиночестве Эльза прощается с жизнью.

Третье действие

Снова мастерская Конёнкова. Он один, играет на лире. Внезапно перед ним вырастает дама с тросточкой. Она прихрамывает. Это Милева, первая жена Эйнштейна, согласно некоторым сведениям, работавшая вместе с ним над Теорией Относительности, в прошлом – верный его соратник по научной работе, а сейчас – покинутая мужем и страдающая душевным расстройством несчастная. Она живёт в Европе, так что, здесь, скоре всего, появился её призрак. Гостья называет себя госпожой Эйнштейн, интересуется портретом Эйнштейна и даже вручает Конёнкову банковский чек, подписанный заказчиком портрета – Принстонским ректором. Из всего этого Конёнков заключает, что перед ним – Эльза, не подозревающая о визите Маргариты на виллу её мужа, а это означает одно – Маргарита ему не верна У пришелицы начинается приступ безумия. Формулы мерещатся ей повсюду. Она с криком швыряет в них тростью и гипнотизирует скульптора. Потрясённый Конёнков поддаётся гипнозу. Наваждение исчезает. Трясущейся рукой Конёнков нащупывает бутылку... Ревность терзает его сердце. Неслышно входит Маргарита. Она подкрадывается к Конёнкову сзади и игриво закрывает ему глаза. Конёнков в ярости хватает топор и рубит бюст Эйнштейна. Маргарита холодно и гневно усмиряет мужа: разве он не помнит, зачем они здесь? Разве верность родине не высшая форма верности?

Четвёртое действие

Вилла Эйнштейна. Маргарита и Эйнштейн прощаются навсегда. Маргарита сознаётся, что она агент советской разведки. Но Эйнштейн так влюблён, что готов для неё на всё. Без колебаний он записывает секретные формулы и передаёт ей. Маргарита рвёт записи: она любит Эйнштейна так сильно, что не может принять его жертву.

Эпилог

Умирающий Эйнштейн один в больничной палате. В горестной арии, прерываемой репликами «ангелов науки», отсчитывающих последние минуты жизни великого учёного на иврите, он подводит итоги своей жизни. Последнюю фразу подхватывает Ангел Смерти в обличье сына Эйнштейна. Он пришёл за отцом. Ангел смерти поёт колыбельную. Эйнштейн узнаёт в ней песню Маргариты. Хор ангелов оплакивает умершего и приветствует его на небесах.


Просмотров: 577
 
 

 
Всего комментариев: 0

www.doskado.ucoz.ru

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

 [ Регистрация | Вход ]